Поведение
потребителя – относительно новая, возникшая на стыке экономики, менеджмента,
маркетинга и психологии, постепенно вобрала в себя колоссальное количество методов не только из этих, но и из многих других
отраслей знаний. За последнее десятилетие в мире вышло большое
количество книг, посвященных данной проблеме. Поведение потребителя изучается
практически во всех высших учебных
заведениях развитых стран. В настоящее время этот курс активно вводится в
учебные программы отечественных вузов, осуществляющих подготовку
специалистов в области маркетинга.
Первые попытки
разработки теории потребления были предприняты известными обществоведами XIX—XX вв. К. Маркс выдвинул идею товарного фетишизма. Американец Т. Веблен предложил теорию показного (престижного) потребления.
Немецкий социолог Г. Зиммель выдвинул ключевые идеи теории моды. Социолог
и экономист В. Зомбарт предложил концепцию роскоши. М. Вебер сформулировал
концепцию статусных групп в протестантской
этике.
Более
конкретные исследования поведения потребителей появились позже. Логика возникновения
этого направления такова: экономическая наука
породила маркетинг, одним из разделов которого
является «Поведение потребителей».
Впервые
курсы маркетинга стали читаться в американских университетах в 1902 г. Но лишь в конце 1920-х — начале 1930-х гг. преподаватели этих курсов
стали считать себя более маркетологами,
чем экономистами.
|